Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
Любые переходные периоды в жизни
человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы —
это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации,
зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в
том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с
какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы
можем оказать ребятам.
Подростковый возраст (10—15 лет) —
период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода
совпадают с обучением в V—IX классах школы.
Родители считают детей этого
возраста трудными, "неслухами", педагоги и психологи называют этот
период "переходным", "критическим". Многочисленные
житейские наблюдения за подростками и не менее многочисленные научные
исследования подтверждают действительную сложность происходящих в этом
возрасте процессов развития.
Коротко основное содержание
подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости.
Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза
(нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого
стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции.
Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в
развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в
объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к
временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в
головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.
Идет половое созревание. Наиболее
интенсивны эти процессы у девочек в 11 —13 лет, у мальчиков — в 13—15 лет.
Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности
нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость,
раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития
подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
Однако относить трудности развития
подростков только за счет полового созревания не следует.
Анатомо-физиологические изменения организма — "природа" подростка
сосуществует с тем, что называют культурой, т. е. конкретными
общественно-историческими условиями жизни и развития. Изменить
"природу" мы не можем, но создать условия для бесконфликтного
перехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не
верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков
создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс
превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество
замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей
энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой
деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его
уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его
механическое воспроизведение.
Некоторые психологи выделяют у
детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют
чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате осознания
подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях со
взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает
участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения.
Подросток — это ребенок,
становящийся взрослым. Внешне подросток мало похож на взрослого: играет,
дерется, шалит, скачет. Но за внешней непохожестью, за "детскостью"
скрывается то незаметное, о чем часто не подозревают родители,—
"взрослость". Главным в личности подростка является возникшее и все
более и более утверждающееся чувство, что он уже не ребенок. Но очень часто
представление подростка о себе как о взрослом человеке не совпадает с мнением
о нем окружающих людей: родителей, соседей, знакомых, а иногда и учителей.
Конечно, "чувство
взрослости" - это скорее стремление быть взрослым и внутреннее отрицание
своей принадлежности к детям, чем настоящая "взрослость". И
отношение взрослых к подростку зачастую остается прежним: "Мал еще,
чтобы указывать". Такое отношение часто приводит к драматическим
конфликтам между родителями и подростками. Конечно, трудно родителям видеть,
как их дочка, подражая моде, надевает на себя несуразные платья, подкрашивает
глаза, а от сына пахнет табаком. Но для того, чтобы избежать серьезных
последствий переходного возраста, взрослые должны научиться относиться к
своим детям как к взрослым людям. Основной причиной конфликтов является
несоответствие между отношением к подростку как к ребенку и представлением
подростка о себе как о взрослом человеке, имеющем новые права. Во избежание
конфликта необходимо найти для подростка новое место рядом с собой,
предоставить ему ту степень самостоятельности, которая соответствует его
возможностям, общественным требованиям к нему и позволяет взрослому влиять и
руководить подростком. Если взрослые не меняют систему своих отношений с
подростком, то нужные для себя отношения дети находят среди своих ровесников.
И, к сожалению, не всегда эти отношения строятся на правильных основаниях, на
системе моральных ценностей, принятых в обществе.
В 5-м классе ко всем проблемам
подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения.
Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к
окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и
психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации
учащихся- так как им в настоящий период необходимо приспособиться к
новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная
система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными
учителями, усвоение новых предметов).
Надо заметить, что с понятием
"адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в
средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу
в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия
"готовность к обучению в средней школе":
1. Сформированность основных
компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с
учителями и одноклассниками.
Большинство проблем, трудностей
адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и
нарушениями характера их общения со значимыми людьми.
К сожалению, мы, классные руководители, ничего не можем сегодня сказать о
состоянии здоровья пятиклассников. Медосмотр будет только в январе. Однако,
если вы, родители, знаете, что у ваших детей есть проблемы со здоровьем,
должны быть у ребёнка какие-то ограничения при занятиях физкультурой, то надо
заранее принести справку из поликлиники и сдать классному руководителю.
Вы будете встречаться с классным
руководителем 1-2 раза в четверть на родительских собраниях, а между
собраниями вас тоже хотелось бы видеть в школе. Возникнут проблемы,
приходите, будем искать общее решение. Приходите и просто так, чтобы дети
видели, что их судьба, их успехи вам не безразличны.
Позвольте в заключении, уважаемые
родители дать вам несколько советов.
• Не ругайте детей за плохие
отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами
установятся доверительные отношения.
• Интересуйтесь успеваемостью
своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять
двойку на тройку.
• Если ребенок уже пытался
вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще
получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам правду.
• Никогда не говорите плохо
об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров.
Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной
ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа,
сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек
или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
Желаю успехов!
|